А ты чё сам собрался регулировать? Обратись лучше на сервис!
Вот тебе статья если чё:
Проверка зазора выполняется раз в 12-24 т.км. Для трековых мотоциклов кубатурой до 900кбсм. пробег не превышает 16 000км., для объемных туристов – 20-24. Точный пробег на регулировку можно узнать из спецификаций, в дальнейшем – такой пробег будет называться сервисным. Из знакомых автору спортбайков средней кубатуры, Yamaha, Honda, Kawasaki (головка двигателя с толкателями) сервисный пробег не превышает 18.000км.
Honda указывает 24000км. Практика показала – этот пробег является предельно допустимым для Хонды, а не сервисным. На любом мотоцикле, после достижения сервисного пробега вы имеете в запасе ещё 5-6 тысяч, не сильно вредящих двигателю. Хонда же указывает сервисный пробег + запас. У Хонды вы не имеете этих 5-6 тысяч. Запас – условно безопасен для езды. Этот абзац, спорен, и внесен как предостережение, а не инструкция к действию, т.к. базируется на практическом исследовании всего лишь нескольких карбюраторных двигателей Хонда с толкателями
По достижению сервисного пробега можно не слышать стук клапанов, но это не гарантирует их хорошее состояние. В точке сервисного пробега часть клапанов незначительно уходит за допуски, часть остается нетронутой, а часть на гране вылета. Клапанный стук свидетельствует о сильном вылете клапанов за допуски и является верным индикатором неотложности регулировок.
Двигатель с ушедшими клапанами страдает потерей мощности, отклика, повышенными вибрациями, стуком клапанов (в своем пределе). В зависимости от расклада – камеры сгорания и их окружение подвергаются повышенным температурам, а толкатели и кулачки распредвалов – повышенному износу. Работа компонентов двигателя взаимосвязана и неслаженная работа одного – приводит к выходу из строя других.
Инструмент, необходимый для регулировки
1. Динамометрический ключ. Прибор никогда не лишний. Потрясающе удобный инструмент, позволяет точно затягивать болты на заданный момент.
2. Щуп. Необходим для замера зазора. Желательно использовать щуп с погрешностью 1мк.
3. Микрометр для замера толщины регулировочных шайб и контроля щупа.
4. Ящик с 16тью отделениями. Для раздельного хранения клапанов.
5. Силиконовый высокотемпературный герметик. Заводской японский герметик белого цвета, не дешев, но качество – непревзойденно. Если его нет – можно использовать обычный OEM, например черный высокотемпературный герметик Done Deal.
6. Магнит
Последовательность действий:
1. Снимите боковой пластик 2. Снимите передний пластик. 3. Открутите паук. 4. Снимите бак. 5. Снимите короб воздушного фильтра и патрубки RAM. 6. Снимите карбюраторы. Заткните входные патрубки лоскутками материи. 7. Отсоедините минус от аккумулятора. 8. При наличии, снимите клапаны вентиляции карбов и системы вторичного дожига топлива, предварительно запомнив схему их подключения (клапаны управляются разреженностью). Если вы выполняете работу первый раз, то цифровая камера не помешает. Если что-то забыли – можете откатиться назад, посмотрев фотографию. Удобно вкручивать болты от снятых элементов на свои места – экономит время. 9. Внимательно осмотрите крышку головки двигателя, натяжитель ГРМ и крышку зажигания. При обнаружении загрязнения – отмойте компоненты. Всегда проводите работу на чистом двигателе. Попадание грязи внутрь может привести к серьезным последствиям, обесценив вашу работу. 10. Для моделей без люка на крышке зажигания – снимите крышку зажигания. Извлеките прокладку. В некоторых случаях прокладку можно использовать повторно, если она повреждена или вы испытываете сомнения в её состоянии – замените. 11. Для моделей с люком на крышке зажигания, предназначенного для облегчения доступа к шестигранному болту ротора зажигания – снимите люк. Осмотрите о-ринг, если его состояние вас не устраивает – замените. О-ринг деформируется по краям (теряет форму, сплющивается и т.п.) 12. Выкрутите свечи. 13. Снимите напряжение с болтов крышки головки двигателя. Затем полностью выкрутите. 14. Снимите крышку головки двигателя. Если крышка залипла на прокладке, постучите по краям киянкой. Не пытайтесь рассоединить залипшую крышку с помощью ножа или отвертки – вы можете повредить плоскость или повердить прокладку, что приведет к течи. 15. Используя головку, с помощью шести граней ротора зажигания проверните коленвал двигателя так, чтобы точка TDC 1/4 на роторе зажигания совпала с отметкой на картере двигателя. Используйте шестигранную шляпку ротора для вращения коленвала, никогда не используйте аллен ротора (болт с внутренним шестигранником, крепящий ротор к коленвалу). Всегда проворачивайте двигатель в направлении его нормальной работы (по часовой стрелке, если смотреть с правого борта двигателя). Насечка на роторе А и засечка на картере B должны быть на одной прямой. 16. В этой точке либо первый, либо четвертый цилиндр окажется в точке TDC (поршень 1 или 4 в своей верхней точке). Понять какой из цилиндров находится в TDC, можно осмотрев кулачки. Если кулачки первого цилиндра сморят друг против друга и не давят на клапаны – первый цилиндр в точке TDC, если кулачки над 4ым цилиндром смотрят друг против друга и не давят клапаны, то в точке TDC четвертый цилиндр. Прокручивая коленвал на 360 градусов, можно выставлять первый или четвертый цилиндр в точку TDC. Перед тем как продолжить, попробуйте, несколько раз выставить первый и четвертый цилиндр в точку TDC. На некоторых двигателях точка TDC, на роторе зажигания отмечена по-другому (точкой), насечкой, и не выбита буквами TDC. На фотографии первый цилиндр находится в точке TDC. 17. С цилиндром №1 в точке TDC замеряются зазоры у клапанов: цил№1. впуск и выпуск цил№2. выпуск цил№3. впуск C цилиндром №4 в точке TDC1/4 замеряются зазоры: цил№2. впуск цил№3. выпуск цил№4. впуск и выпуск 18. Для двигателей с толкателями. С помощью шупа, замерьте зазоры у всех 16 клапанов между толкателями и кулачками распредвалов. Данные сведите в таблицу. Для обеспечения точности измерения, рекомендуется промерять используемый набор пластин щупа микрометром. Следите за тем, чтобы набранные пластины туго входили в зазор, или измерения не будут точными. В этой статье рассматривается конструкция клапана с толкателем (регулировочная шайба, закрыта толкателем – колпачком, по которому работает кулачек распредвала). Для конструкций головы с коромыслом методика измерения схожа. Единственное различие – зазор промеряется непосредственно между коромыслом и шайбой. На фото показано с какой сторны промерять зазоры для впускных и выпускных клапанов. Таблица для результатов: valves.doc 42Kb 19. По таблице измерений и спецификациям вашего мотоцикла определите, состояние зазоров у впускающих и выпускающих клапанов. Если какой-то клапан находится за пределами допуска или в пределах 1.5 микрон от края допуска (см. образец) вам потребуется перейти к регулировке. Если нет, то перейдите к шагу 42. Идеальное состояние клапана – это середина допуска. Обратите внимание – у впускных и выпускных клапанов – разные зазоры. Отметьте в таблице клапаны, требующие регулировки. 20. Для двигателя с коромыслом, работая с одной шайбой за раз, вытащите шайбы, из клапанов, требующих регулировки, сдвинув коромысло вбок. Если вы извлекаете больше одной шайбы за раз – храните шайбы раздельно – каждую в своем одноименном боксе. Перейдите к шагу 30. 21. Для двигателя с толкателями. Выставьте первый цилиндр двигателя в точку T 1/4 22. Для двигателя с автоматическим натяжителем, открутите центральный болт, крепящий пружину, затем извлеките пружину натягивающего штифта. Открутите крепежные болты. Извлеките натяжитель из блока цилиндров. Проверьте о-ринг, в большинстве случаев он требует замены. Отожмите стопор и полностью задвиньте фалангу в натяжитель. Проверьте работоспособность стопора автомата. Автоматический натяжитель трубует нового взвода перед установкой. 23. Для двигателей с регулируемым натяжителем – снимите крепежные болты и извлеките его из двигателя. 24. С этого шага и до сборки не прокручивайте коленвал. Работая в последовательности обратной затяжке, снимите напряжение с болтов постели, выворачивая болты на пол оборота за один проход. В случае двух раздельных постелей для впускного и выпускного распредвалов, последовательность затяжки, можно найти на самой постели, напротив болтов. Последовательность затяжки для моделей с единой постелью (кавасаки) приведена на рисунке. Помните, неаккуратное снятие и установка алюминиевой постели может привести к её повреждениию. Обратите внимание – болты постели могут быть разных длин. После разбора воткните болты в размеченный картон, либо аккуратно раскладывайте их на столе в порядке извлечения. 25. После снятия напряжения с постели, выкрутите болты, уберите постель и вытащите (если выпали) штифты. 26. Внимательно осмотрите звезды распредвалов. Если первый цилиндр находится в позиции TDC, метки (или одна из меток) IN EX на звездах расположатся параллельно плоскости корпуса головки двигателя, как показано на фото. Для мотоциклов, у которых вид на звезды не прикрыт, насечки на звездах расположены с внешней стороны (смотреть с правого борта мотоцикла), если вид справа закрыт рамой – насечки на звездах с обеих: внутренней и внешней сторонах. Выберите крайнюю правую насечку (если смотреть с правой стороны байка), параллельную корпусу головы двигателя на звезде выпускного распредвала. Отсчитайте число линков цепи ГРМ до второй засечки EX на звезде впускного распредвала. Запомните число и взаиморасположение меток, чтобы правильно выставить зажигание в случае необходимости. Обратите внимание на взаиморасположение звезд впускного и выпускного распредвалов они находятся в контрфазе. Перед тем как продолжить – зарисуйте полученную схему или сфотографируйте взаиморасположение звезд и насечек EX IN. Расположение зависит от того какой из цилиндров находится в TDC. На фотографии – первый цилиндр в точке TDC. отметьте линки на цепи, на которые позиционируются противоположные метки EX IN звезд. Обычно зажигание выставляется по сделанным при разборе засечкам (так проще и надежнее). Если засечки стерлись или небыли сделаны, или в каком то другом случае, вы можете выставить зажигание по отметкам на звездах, зная посчитанное число линков, при условии нахождения первого цил. в точке TDC 1/4. 27. Проденьте через цепь ГРМ провод, чтобы не допустить её падения в двигатель. Не проворачивайте коленвал, пока головка двигателя не будет собрана. 28. Извлеките распередвалы. Обратите внимание на их маркировку. Распредвалы – не взаимозаменяемы. Распредвалы маркируются как EX (выпуск) и IN (впуск) если у вас нет маркировки, посмотрите на левую сторону распредвала. Выпускной распредвал имеет канавку на его кончике (см. рисунок). 29. Работая одновременно с одним клапаном, извлеките толкатели и шайбы с помощью магнита. Сложите шайбы и толкатели в отдельные боксы. Толкатели и шайбы нужно вернуть на свои места при сборке, не перемешивайте их. Шайба, при извлечении толкателя магнитом, обычно остается внутри толкателя. 30. Работая с шайбами по одной, промерьте толщину шайбы микрометром, сведите показания в таблицу. 31 Зная зазора клапана и толщину шайбы, вы можете вычислить размер новой. В зависимости от производителя, шайбы идут с шагом 0.05мм, 0.02мм и т.п. Если зазор слишком большой, вам нужно увеличить размер шайбы, если маленький – уменьшить. Рассчитайте новый размер шайбы, так, чтобы вывести зазор как можно ближе к середине допуска. На головках двигателя, с коромыслом, полировка старых шайб категорически запрещена. Поверхность шайб насыщена углеродом для придачи повышенной жесткости и износоустойчивости. Полируя шайбу – вы снимаете насыщенный слой, толщина которого, не превышает 0.08мм, значительно снижая износоустойчивость. В головках двигателя с толкателями полировка также приведет к снижению износоустойчивости, но, благодаря толкателю, износоустойчивость снижается меньше. Если вы все же отполировали шайбу, всегда кладите её отполированной стороной к толкателю. Работа по регулировке клапанов не простая. Отполированный шайбы вносят хаос в логику своевременного ремонта и сервисного пробега. Перед заказом шайб, убедитесь, что ни одна из заменяемых шайб не подходит к другому, требующему регулировки, клапану. После расчетов вы получте данные вида valves_filled.doc 43Kb 32. Работая с одним клапаном за раз – установите шайбы и толкатели на свои места, предварительно смазав поверхность толкателя машинным маслом. В случае конструкции двигателя с коромыслом, установите шайбы и перейдите к шагу 41. 33. Убедитесь, что первый цилиндр находится в точке TDC, а метка T1/4 на роторе зажигания совпадает с соответствующей отметкой на картере. По заранее сделанным меткам на цепи ГРМ установите сначала выпускной распредвал, позиционируя метки на цепи и звезде распредвала, затем впускной. Если вы не делали меток, вам придется перейти к процедуре выставления зажигания. Что не сложно, если вы знаете число линков между двумя противоположными насечками на звездах распредвалов и если первый цилиндр находится в точке TDC, а ротор зажигания в точке TDC1/4. 34. Проверьте что кулачки распредвалов на Цил. №1 смотрят друг против друга, как было замечено изначально (см. шаг 28), число линков между насечками – совпадает с посчитанным ранее, а звезды IN и EX распредвалов находятся в контрфазе (см. шаг 26) Обратите внимание на расположение насечек относительно корпуса головки цилиндра. 35. Установите постель. В случае единой постели, – предварительно установите свечные о-ринги. Работая с болтами в последовательности указанной на рисунке, усадите постель, затягивая болт на пол оборота за один проход. Следите за равномерной усадкой постели на: подшипники распредвалов (при наличии) полукруглые стопары подшипников (где есть) посадочные штифты головы двигателя иначе постель или подшипники могут разрушиться. После усадки постели – затяните болты до момента – 12Nm (ZX 7R, 9R). Перед затяжкой – сверьте момент со спецификациями к мотоциклу. 36. Для двигателя с двумя постелями, установите постели в любой последовательности. Равномерно, по пол оборота за раз, затяните болты в порядке указанном на постели. Сначала усадите постель, затем затяните болты до конечного момента. Обратите внимание на подшипники распредвалов (если есть) полукруглые стопары подшипников (где есть) посадочные штифты головы двигателя 37. Для автоматического натяжителя. Полностью задвиньте фалангу в натяжитель, отжав стопор (Kawa). Очистите крепежные болты от грязи, установите о-ринг натяжителья. Проверьте о-ринг. Вставьте натяжитель в блок цилиндра двигателя, капните каплю фиксатора на резьбу болтов, затяните их до заданного момента 12Nm (ZX 7R, 9R) Помните, любой автоматический натяжитель требует взвода перед установковкой. Вы должны знать как это сделать на вашей моделе натяжителя перед тем как продолжить. 38. Установите пружину и крепежный болт в натяжитель. Вы услышите, как расправляется фаланга натяжителя (в случае дискретного шага). Затяните центральный болт до заданного момента 8Nm (ZX 7R, 9R) 39. Для байков, не оборудованных автоматическим натяжителем. Проверьте регулировки и при необходимости подстройте натяжитель.(см. в спецификациях). Очистите резьбу монтажных болтов и состояние о- ринга натяжителя. Нанесите на резьбу фиксатор, закрутите болт до заданного момента. 40. Используя грани на роторе зажигания, несколько раз проверните коленвал на 360 градусов, чтобы усадить потревоженные элементы 41. Снова проверьте зазор клапанов, как это указано в шаге 17. 42. Очистите резьбу крепежных болтов головки двигателя. Смените резиновые прокладки крепежных болтов на крышке, очистите крышку от грязи. Очистите контактные поверхности прокладки и крышки. Установите и затяните болты до указанного момента 10Nm (ZX 7R, 9R), иначе вы деформируете прокладку головки двигателя, что приведет к её течи. 43. Для мотоциклов без люка на крышке зажигания. Очистите контактные поверхности на картере и крышке. Установите новую прокладку в крышку. Добавьте немного герметика на стыки половинок двигателя и в место выхода линии бесконтактного датчика зажигания. 44. Очистите резьбу болтов от грязи. Добавьте фиксатора на резьбу болтов, затем, работая крест на крест, равномерно затяните болты до указанного момента. 10-11Nm (ZX 7R, 9R) 45. Для мотоциклов с люком на крышке зажигания. Проверьте состояние о-ринга, установите крышку и затяните её до заданного момента. 46. Установите аккумулятор, работая в обратной последовательности, начиная с шага 7, соберите мотоцикл. 47. Заведите двигатель. И отсинхронизируйте карбюраторы. 1. Снимите боковой пластик 2. Снимите передний пластик. 3. Открутите паук. 4. Снимите бак. 5. Снимите короб воздушного фильтра и патрубки RAM. 6. Снимите карбюраторы. Заткните входные патрубки лоскутками материи. 7. Отсоедините минус от аккумулятора. 8. При наличии, снимите клапаны вентиляции карбов и системы вторичного дожига топлива, предварительно запомнив схему их подключения (клапаны управляются разреженностью). Если вы выполняете работу первый раз, то цифровая камера не помешает. Если что-то забыли – можете откатиться назад, посмотрев фотографию. Удобно вкручивать болты от снятых элементов на свои места – экономит время. 9. Внимательно осмотрите крышку головки двигателя, натяжитель ГРМ и крышку зажигания. При обнаружении загрязнения – отмойте компоненты. Всегда проводите работу на чистом двигателе. Попадание грязи внутрь может привести к серьезным последствиям, обесценив вашу работу. 10. Для моделей без люка на крышке зажигания – снимите крышку зажигания. Извлеките прокладку. В некоторых случаях прокладку можно использовать повторно, если она повреждена или вы испытываете сомнения в её состоянии – замените. 11. Для моделей с люком на крышке зажигания, предназначенного для облегчения доступа к шестигранному болту ротора зажигания – снимите люк. Осмотрите о-ринг, если его состояние вас не устраивает – замените. О-ринг деформируется по краям (теряет форму, сплющивается и т.п.) 12. Выкрутите свечи. 13. Снимите напряжение с болтов крышки головки двигателя. Затем полностью выкрутите. 14. Снимите крышку головки двигателя. Если крышка залипла на прокладке, постучите по краям киянкой. Не пытайтесь рассоединить залипшую крышку с помощью ножа или отвертки – вы можете повредить плоскость или повердить прокладку, что приведет к течи. 15. Используя головку, с помощью шести граней ротора зажигания проверните коленвал двигателя так, чтобы точка TDC 1/4 на роторе зажигания совпала с отметкой на картере двигателя. Используйте шестигранную шляпку ротора для вращения коленвала, никогда не используйте аллен ротора (болт с внутренним шестигранником, крепящий ротор к коленвалу). Всегда проворачивайте двигатель в направлении его нормальной работы (по часовой стрелке, если смотреть с правого борта двигателя). Насечка на роторе А и засечка на картере B должны быть на одной прямой. 16. В этой точке либо первый, либо четвертый цилиндр окажется в точке TDC (поршень 1 или 4 в своей верхней точке). Понять какой из цилиндров находится в TDC, можно осмотрев кулачки. Если кулачки первого цилиндра сморят друг против друга и не давят на клапаны – первый цилиндр в точке TDC, если кулачки над 4ым цилиндром смотрят друг против друга и не давят клапаны, то в точке TDC четвертый цилиндр. Прокручивая коленвал на 360 градусов, можно выставлять первый или четвертый цилиндр в точку TDC. Перед тем как продолжить, попробуйте, несколько раз выставить первый и четвертый цилиндр в точку TDC. На некоторых двигателях точка TDC, на роторе зажигания отмечена по-другому (точкой), насечкой, и не выбита буквами TDC. На фотографии первый цилиндр находится в точке TDC.17. С цилиндром №1 в точке TDC замеряются зазоры у клапанов: цил№1. впуск и выпускцил№2. выпускцил№3. впускC цилиндром №4 в точке TDC1/4 замеряются зазоры: цил№2. впускцил№3. выпускцил№4. впуск и выпуск18. Для двигателей с толкателями. С помощью шупа, замерьте зазоры у всех 16 клапанов между толкателями и кулачками распредвалов. Данные сведите в таблицу. Для обеспечения точности измерения, рекомендуется промерять используемый набор пластин щупа микрометром. Следите за тем, чтобы набранные пластины туго входили в зазор, или измерения не будут точными. В этой статье рассматривается конструкция клапана с толкателем (регулировочная шайба, закрыта толкателем – колпачком, по которому работает кулачек распредвала). Для конструкций головы с коромыслом методика измерения схожа. Единственное различие – зазор промеряется непосредственно между коромыслом и шайбой. На фото показано с какой сторны промерять зазоры для впускных и выпускных клапанов. Таблица для результатов: valves.doc 42Kb 19. По таблице измерений и спецификациям вашего мотоцикла определите, состояние зазоров у впускающих и выпускающих клапанов. Если какой-то клапан находится за пределами допуска или в пределах 1.5 микрон от края допуска (см. образец) вам потребуется перейти к регулировке. Если нет, то перейдите к шагу 42. Идеальное состояние клапана – это середина допуска. Обратите внимание – у впускных и выпускных клапанов – разные зазоры. Отметьте в таблице клапаны, требующие регулировки. 20. Для двигателя с коромыслом, работая с одной шайбой за раз, вытащите шайбы, из клапанов, требующих регулировки, сдвинув коромысло вбок. Если вы извлекаете больше одной шайбы за раз – храните шайбы раздельно – каждую в своем одноименном боксе. Перейдите к шагу 30. 21. Для двигателя с толкателями. Выставьте первый цилиндр двигателя в точку T 1/4 22. Для двигателя с автоматическим натяжителем, открутите центральный болт, крепящий пружину, затем извлеките пружину натягивающего штифта. Открутите крепежные болты. Извлеките натяжитель из блока цилиндров. Проверьте о-ринг, в большинстве случаев он требует замены. Отожмите стопор и полностью задвиньте фалангу в натяжитель. Проверьте работоспособность стопора автомата. Автоматический натяжитель трубует нового взвода перед установкой. 23. Для двигателей с регулируемым натяжителем – снимите крепежные болты и извлеките его из двигателя. 24. С этого шага и до сборки не прокручивайте коленвал. Работая в последовательности обратной затяжке, снимите напряжение с болтов постели, выворачивая болты на пол оборота за один проход. В случае двух раздельных постелей для впускного и выпускного распредвалов, последовательность затяжки, можно найти на самой постели, напротив болтов. Последовательность затяжки для моделей с единой постелью (кавасаки) приведена на рисунке. Помните, неаккуратное снятие и установка алюминиевой постели может привести к её повреждениию. Обратите внимание – болты постели могут быть разных длин. После разбора воткните болты в размеченный картон, либо аккуратно раскладывайте их на столе в порядке извлечения. 25. После снятия напряжения с постели, выкрутите болты, уберите постель и вытащите (если выпали) штифты. 26. Внимательно осмотрите звезды распредвалов. Если первый цилиндр находится в позиции TDC, метки (или одна из меток) IN EX на звездах расположатся параллельно плоскости корпуса головки двигателя, как показано на фото. Для мотоциклов, у которых вид на звезды не прикрыт, насечки на звездах расположены с внешней стороны (смотреть с правого борта мотоцикла), если вид справа закрыт рамой – насечки на звездах с обеих: внутренней и внешней сторонах. Выберите крайнюю правую насечку (если смотреть с правой стороны байка), параллельную корпусу головы двигателя на звезде выпускного распредвала. Отсчитайте число линков цепи ГРМ до второй засечки EX на звезде впускного распредвала. Запомните число и взаиморасположение меток, чтобы правильно выставить зажигание в случае необходимости. Обратите внимание на взаиморасположение звезд впускного и выпускного распредвалов они находятся в контрфазе. Перед тем как продолжить – зарисуйте полученную схему или сфотографируйте взаиморасположение звезд и насечек EX IN. Расположение зависит от того какой из цилиндров находится в TDC. На фотографии – первый цилиндр в точке TDC. отметьте линки на цепи, на которые позиционируются противоположные метки EX IN звезд. Обычно зажигание выставляется по сделанным при разборе засечкам (так проще и надежнее). Если засечки стерлись или небыли сделаны, или в каком то другом случае, вы можете выставить зажигание по отметкам на звездах, зная посчитанное число линков, при условии нахождения первого цил. в точке TDC 1/4. 27. Проденьте через цепь ГРМ провод, чтобы не допустить её падения в двигатель. Не проворачивайте коленвал, пока головка двигателя не будет собрана. 28. Извлеките распередвалы. Обратите внимание на их маркировку. Распредвалы – не взаимозаменяемы. Распредвалы маркируются как EX (выпуск) и IN (впуск) если у вас нет маркировки, посмотрите на левую сторону распредвала. Выпускной распредвал имеет канавку на его кончике (см. рисунок). 29. Работая одновременно с одним клапаном, извлеките толкатели и шайбы с помощью магнита. Сложите шайбы и толкатели в отдельные боксы. Толкатели и шайбы нужно вернуть на свои места при сборке, не перемешивайте их. Шайба, при извлечении толкателя магнитом, обычно остается внутри толкателя. 30. Работая с шайбами по одной, промерьте толщину шайбы микрометром, сведите показания в таблицу. 31 Зная зазора клапана и толщину шайбы, вы можете вычислить размер новой. В зависимости от производителя, шайбы идут с шагом 0.05мм, 0.02мм и т.п. Если зазор слишком большой, вам нужно увеличить размер шайбы, если маленький – уменьшить. Рассчитайте новый размер шайбы, так, чтобы вывести зазор как можно ближе к середине допуска. На головках двигателя, с коромыслом, полировка старых шайб категорически запрещена. Поверхность шайб насыщена углеродом для придачи повышенной жесткости и износоустойчивости. Полируя шайбу – вы снимаете насыщенный слой, толщина которого, не превышает 0.08мм, значительно снижая износоустойчивость. В головках двигателя с толкателями полировка также приведет к снижению износоустойчивости, но, благодаря толкателю, износоустойчивость снижается меньше. Если вы все же отполировали шайбу, всегда кладите её отполированной стороной к толкателю. Работа по регулировке клапанов не простая. Отполированный шайбы вносят хаос в логику своевременного ремонта и сервисного пробега. Перед заказом шайб, убедитесь, что ни одна из заменяемых шайб не подходит к другому, требующему регулировки, клапану. После расчетов вы получте данные вида valves_filled.doc 43Kb 32. Работая с одним клапаном за раз – установите шайбы и толкатели на свои места, предварительно смазав поверхность толкателя машинным маслом. В случае конструкции двигателя с коромыслом, установите шайбы и перейдите к шагу 41. 33. Убедитесь, что первый цилиндр находится в точке TDC, а метка T1/4 на роторе зажигания совпадает с соответствующей отметкой на картере. По заранее сделанным меткам на цепи ГРМ установите сначала выпускной распредвал, позиционируя метки на цепи и звезде распредвала, затем впускной. Если вы не делали меток, вам придется перейти к процедуре выставления зажигания. Что не сложно, если вы знаете число линков между двумя противоположными насечками на звездах распредвалов и если первый цилиндр находится в точке TDC, а ротор зажигания в точке TDC1/4. 34. Проверьте что кулачки распредвалов на Цил. №1 смотрят друг против друга, как было замечено изначально (см. шаг 28), число линков между насечками – совпадает с посчитанным ранее, а звезды IN и EX распредвалов находятся в контрфазе (см. шаг 26) Обратите внимание на расположение насечек относительно корпуса головки цилиндра. 35. Установите постель. В случае единой постели, – предварительно установите свечные о-ринги. Работая с болтами в последовательности указанной на рисунке, усадите постель, затягивая болт на пол оборота за один проход. Следите за равномерной усадкой постели на: подшипники распредвалов (при наличии)полукруглые стопары подшипников (где есть)посадочные штифты головы двигателяиначе постель или подшипники могут разрушиться. После усадки постели – затяните болты до момента – 12Nm (ZX 7R, 9R). Перед затяжкой – сверьте момент со спецификациями к мотоциклу. 36. Для двигателя с двумя постелями, установите постели в любой последовательности. Равномерно, по пол оборота за раз, затяните болты в порядке указанном на постели. Сначала усадите постель, затем затяните болты до конечного момента. Обратите внимание на подшипники распредвалов (если есть)полукруглые стопары подшипников (где есть)посадочные штифты головы двигателя37. Для автоматического натяжителя. Полностью задвиньте фалангу в натяжитель, отжав стопор (Kawa). Очистите крепежные болты от грязи, установите о-ринг натяжителья. Проверьте о-ринг. Вставьте натяжитель в блок цилиндра двигателя, капните каплю фиксатора на резьбу болтов, затяните их до заданного момента 12Nm (ZX 7R, 9R) Помните, любой автоматический натяжитель требует взвода перед установковкой. Вы должны знать как это сделать на вашей моделе натяжителя перед тем как продолжить. 38. Установите пружину и крепежный болт в натяжитель. Вы услышите, как расправляется фаланга натяжителя (в случае дискретного шага). Затяните центральный болт до заданного момента 8Nm (ZX 7R, 9R) 39. Для байков, не оборудованных автоматическим натяжителем. Проверьте регулировки и при необходимости подстройте натяжитель.(см. в спецификациях). Очистите резьбу монтажных болтов и состояние о- ринга натяжителя. Нанесите на резьбу фиксатор, закрутите болт до заданного момента. 40. Используя грани на роторе зажигания, несколько раз проверните коленвал на 360 градусов, чтобы усадить потревоженные элементы 41. Снова проверьте зазор клапанов, как это указано в шаге 17. 42. Очистите резьбу крепежных болтов головки двигателя. Смените резиновые прокладки крепежных болтов на крышке, очистите крышку от грязи. Очистите контактные поверхности прокладки и крышки. Установите и затяните болты до указанного момента 10Nm (ZX 7R, 9R), иначе вы деформируете прокладку головки двигателя, что приведет к её течи. 43. Для мотоциклов без люка на крышке зажигания. Очистите контактные поверхности на картере и крышке. Установите новую прокладку в крышку. Добавьте немного герметика на стыки половинок двигателя и в место выхода линии бесконтактного датчика зажигания. 44. Очистите резьбу болтов от грязи. Добавьте фиксатора на резьбу болтов, затем, работая крест на крест, равномерно затяните болты до указанного момента. 10-11Nm (ZX 7R, 9R) 45. Для мотоциклов с люком на крышке зажигания. Проверьте состояние о-ринга, установите крышку и затяните её до заданного момента. 46. Установите аккумулятор, работая в обратной последовательности, начиная с шага 7, соберите мотоцикл. 47. Заведите двигатель. И отсинхронизируйте карбюраторы.
|